Возвращаясь к теме прогнозирования будущего России. Вторая главнейшая тема после цен на нефть, а по значимости первая – это удастся ли пролам сломить сопротивление начальства по оплате труда.
Нефтянка всё же ситуативная тема. Сегодня она стоит дорого, завтра дёшево, потом обратно. Не думаю, что в обозримом будущем мы выйдем на долгий трек с дешёвой нефтью. Ну да, развитые страны и Китай сокращают её потребление, но есть рост огромных стран, которые будут ещё долго основывать свою экономику на углеводородах – Индия, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Бангладеш и т.п. На какое-то время нефть может падать даже до $30-40 за баррель, но это не будет долгой историей на 10-15 лет (как в промежутке 1992-2003). Ну только если случится какая-то глобальная война, но тогда людям и начальству не будет дела не только до нефти.
А вот борьба трудящихся России за достойную оплату на труд вполне может быть и долгосрочным трендом, и явлением, определяющим все основы страны.
Основа же это – исторически очень дешёвый или вообще бесплатный труд, основанный на огромной массе неприхотливого и доисторического крестьянства. И не только труд, но и их жизни, за счёт которых страна побеждала или как минимум выстаивала в войнах.
И вот после 2022 года что-то в этой исторической колее заклинило. Тема "дефицита труда" стала главной. Сложился в одной точке ряд факторов. Первый, с чего началось – сверхсмертность во время Ковида, которая составила 1,2 млн человек, и половина из них – трудоспособные. Вторая – "главная задача", которая вымела из страны в эмиграцию от 300 до 800 тыс. человек (точных цифр никто не знает, только оценки), а также – погнала на "задачу" до 1 млн трудоспособных мужчин. Третья – общая демографическая яма, когда взрослыми становится сейчас молодёжь, рождённая в "демографической яме" 1992-2004 годов. Четвёртая – общее поумнение населения за счёт сокращения "советского поколения" и развития информации, высшего образования, жизненного опыта. Пятая – сокращение притока мигрантов из Средней Азии. Шестая – распространение вширь частной собственности и пассивного дохода (сдачи квартир в аренду, инвестиций, наследства предков и т.п.), что позволяет меньше зависеть от наёмного труда.
Пролы сейчас используют "сопротивление слабых" - саботаж. Значительная часть простолюдинов больше не хочет ходить на работу за $200-400 в месяц. Тем более что рынок предлагает им за не самую сложную работу от $1 тыс. и выше в месяц.
Как мы видим по заголовкам новостей, такой саботаж пролов приводит в ярость часть начальства. Сегодня, к примеру, социальным расизмом в адрес пролов опять разразился губернатор одной из самых нищих областей России, Курганской, Шумков. Он обвинил пролов в распространении "идеологии потребительства", из-за чего якобы падает рождаемость. Но в его Курганской области почти нет потребительской экономики, медианная зарплата составляет 37 тыс. ($350), но люди всё равно не хотят рожать при "нищете и традиции" - область занимает 50-е место в России по рождаемости.
Противостояние по поводу оплаты Труда будет шириться, не стоит надеяться, что начальство сдаст без боя эту крепость, скрепу, традицию. С другой стороны, пока не видно и подмоги ей в этом противостоянии – резкого обнищания, массивного репрессивного аппарата с новым ГУЛАГом, который и мог бы создать миллионы трудоединиц зеков, спецпоселенцев, ссыльных, стройбата, подшефной интеллигенции в колхозах и т.п.
В общем, наблюдаем за этим противостоянием в области Труда, если у простолюдинов выйдет победить, в финале у нас будет другая страна.
* * *
Вчера писал о том, что бесплатный и полубесплатный труд в России заканчивается – и это меняет все основы нашей страны.
Сегодня читаю об этом же у Дмитрия Белоусова из ЦМАКП (и брата министра обороны РФ Андрея Белоусова) – из его вчерашнего (12 декабря) выступления в Череповце (VII Международный промышленный форум "Горизонт 2050"):
"Ключевые социально-демографические тренды в России:
- Старение населения.
- Изменение роли рабочей силы: численность в лучшем случае, стабилизируется.
- Риск вымывания качественной рабочей силы.
- Предстоит наращивать выплаты населению.
- Возможности экономить на трудовых издержках нет.
Исторически сложился замкнутый круг, ставший частью механизма воспроизводства в России: избыточная занятость – низкие зарплаты (чтобы удержать издержки) – бедность и недопотребление. Сейчас он быстро ликвидируется. Однако, "запас отсталости" очень велик".
! Орфография и стилистика автора сохранены