Посмотрел фильм Миши Козырева о нежной дружбе Владислава Суркова и рокеров в кавычках и без, всем рекомендую. Тому меньшинству, кто и так в курсе - просто чтобы освежить в памяти какие-то эпизоды. Остальным - чтобы знать, к чему приводят жадность и нейтралитет (помните слоган ЖЖ Навального "Финальная битва между добром и нейтралитетом")?
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КУЧЕРОМ СТАНИСЛАВОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУЧЕРА СТАНИСЛАВА АЛЕКСАНДРОВИЧА
Ответ на вопрос, который Миша задает в финале - "Можно ли было в обаятельной улыбке интеллектуала-Суркова распознать приближающийся русский фашизм?" - конкретно мне очевиден. Не распознать мог тот, кто даже не пытался увидеть там что-то помимо благ, которые дает акт близости с властью.
В частности, поэтому, когда в 2007-09-м годах Сурков 3 раза делал мне предложения, "от которых нельзя отказаться", я отказывался. После последнего будущий министр культуры, протеже Суркова, позвонил мне и мрачно констатировал: "Таким людям трижды не отказывают". Это я не к тому, какой я принципиальный (цена этой принципиальности - отсутствие сбережений и просьбы о донатах в моих нынешних стримах). Просто, как выразился мой гениальный тезка Ежи Лец, "Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще уздечка и кнут". И люди, кому Слава делал разные предложения, ровно на эти две категории и разделились: на тех, кто эти причиндалы был готов хотя бы примерить, и тех, кто готов не был.
Журналистам и политическим активистам в этом плане было, конечно, проще - благодаря особенностям ремесла, тут сразу ясно, что, договариваясь о чем-то с режимом, ты становился его марионеткой и заложником. Мастерам культуры типа Серебренникова, Табакова или Миронова казалось, что их игра тоньше, что это они используют власть ради большого искусства, а не наоборот. Помню, в эфире программы "Художник и власть" спутникового канала "Совершенно секретно", я спросил Александра Калягина, не жалеет ли он, что поддержал "Единую Россию", и он, глубоко вздохнув, ответил: "А театр? А мой театр?" Игра была тоньше, но выбор оставался тем же: с причиндалами в виде уздечки и кнута, или без.
Виктор Шендерович превосходно сформулировал: жизнь - это как комплексный обед. Ты можешь хотеть и винегрет, и гороховый суп, и шницель, но нет - это все из разных наборов. Винегрет идет в комплекте со щами, а шницель - с оливье. Статус и по-настоящему большие деньги, как минимум в путинской России, всегда подаются со статусом заложника или соучастника, а подлинная свобода - с репутацией фрика и положением аутсайдера. Что до перспектив диктатуры и фашизма... Здесь большинство просто исповедовали то, что я называю буддизмом по-русски. Это когда живем здесь и сейчас, после нас хоть потоп, и напеваем мантру "Авось" - в смысле, пронесет, или ишак сдохнет, или падишах. А в итоге не сдыхает никто, атрофируются и умирают только честь, совесть и прочие "лишние" в XXI веке качества.
С чем я в фильме Миши не согласен, так это с его последней фразой "А начиналось все на тихом озере Селигер". Все, конечно же, начиналось раньше, и без непосредственного участия "поэта и кардинала". Сурков со своими интригами и "русским миром" стал совершенно органичным продолжением той сделки, которую "семья" (и не только она) заключили и с Путиным, и с собственной совестью. Впрочем, эту историю большинство из вас тоже прекрасно знают.
! Орфография и стилистика автора сохранены