Путин и офшорное расследование Panama papers. Фото: panamapapers.sueddeutsche.de
  • 04-04-2016 (12:00)

Переменился ли мир?

Блогосфера о расследовании ICIJ и $2 млрд, выведенных в оффшор "друзьями Путина"

update: 05-04-2016 (13:02)

Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал вечером 3 апреля доклад о расследовании участия известных бизнесменов и политиков в "теневой экономике". Упомянуты в нем и люди, причисляемые к окружению Владимира Путина. Большинство комментаторов в блогосфере уверены, что расследование — это не столько сигнал россиянам, сколько послание Западу и западному истеблишменту. И с этой точки зрения его роль может стать очень значительной.

Сергей Давидис:

"Содержательно про офшоры пусть пишут более компетентные в этих вопросах.
Но первая реакция "у Путина всего 2 миллиарда" мне кажется нелепой.
Во-первых, 2 млрд. это не "всего". Представьте отмывающими 2 млрд. Обаму или Меркель. Это немыслимо.
А во-вторых, нет никаких оснований утверждать, что 2 миллиарда это все состояние Путина. Это то, что всплыло из базы одной из тысяч, вероятно, юрифирм, регистрирующих оффшоры (да и все ли изучили там?). Сколько еще таких баз и таких оффшоров никому не ведомо. Но то, что в первой же утекшей базе нашлось 2 млрд., вероятно, принадлежащих Путину, скорее, аргумент в пользу того, что всего им украдено многократно больше".

"Запад не считает нас наивными и все прекрасно знает. И у них такой период был, они уже его переживали. И они знают, что только гласность может изменить тренд общественного мнения, когда это и у нас будет стыдно. Ну и степени свободы вранья для политиков сужает. Согласись, что имеющие подобные истории за спиной уже под лозунгом борцов с коррупцией, которым любит прикрываться, например, тот же Путен, в политике существовать не смогут", — пишет Ольга Кортунова.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

Евгений Ихлов:

"Панамский скрипач на крыше…

128 лет назад тоже была "Панама". "Жизнь — это карусель, так говорил Жан-Жак Руссель! — Ну, что Вы — Руссо! — Так значит — колесо".

Грэм Грин и Фредерик Форсайт отдыхают. Читайте Роберта Ладлэма "Бумаги Мэтлока" — все это сказано давно.

Народ конкретно не въезжает: вся российская верхушка, переплетясь с местной и тамошней братвой под лупой всех западных разведок тырила лярды и полагала, что проканает. Лучше бы он на лабутенах целовал на Лобном месте в живот Патрушева в радужной балаклаве и в кожаных подвязках — в прямой трансляции 1 канала".

Илья Константинов:

"Как перевести на иностранный старую шутку Жванецкого: "Может, в Консерватории что-то поменять?". )
Мир, конечно, не изменился. Изменилась некая поляна, ее все сложнее накрывать.
Боюсь, что опять же проблемы будут у нас всех".

"Все перепощивают про оффшоры. А что, у кого-то были сомнения? И так ли интересно, где и сколько? Не для структур финансовой безопасности, а для нас?" — спрашивает Сергей Шаров-Делоне.

Аркадий Бабченко:

"Не, ну, друзья мои, вы совершенно не правы. Что это такое — "Всего-то? Два миллиарда в Панаме нашли — и это все? Не, мы с унылыми лицами спать пошли".
Вы не правы. Это и вправду удивительное расследование.
Ведь удивительно же — где остальные 298?"

"Ждал большего. Впрочем, особо и не ждал. И вообще, наш народ этим не проймешь. Вы знаете, о чем я", — пишет Борис Вишневский.

Леонид Волков:

"Итогом публикации panamapapers станут:
В Исландии — отставки
В Китае — расстрелы
В Саудовской Аравии — тишина
В Украине — скандал, взаимные обвинения, передел собственности, распад правящей коалиции и формирование новой, такой же
В России — возбуждение нескольких дел против оппозиции и запрет чего-нибудь в интернете".

Егор Седов:

"Для множества граждан России что миллион, что миллиард… И уверен, что если бы был соответствующий опрос, то дать определение офшорам смогло бы лишь меньшинство. Не надо людей в этом винить, просто оно — так.
А что же другого рода компромат, есть ли он?
Есть. Так ведь мало того, он чуть более чем полностью в открытом доступе! Кто подписывает поправки к Уголовному Кодексу, например? Вот все возмутились судьями, выносившими приговор Дадину, так у судей-то есть УК, а в УК есть статья 212.1. Устанавливающая ответственность за вещи, которые ранее уголовным преступлением не были. Но статью же в УК кто-то вписал, верно? И если это не компромат, то что же это?
Вот есть антисиротский закон, а под законом — подпись. Ну, и т.д."

Георгий Албуров:

"Прокуратура Панамы завела дело. И не на журналистов, как это было бы у нас — пришили бы и публикацию личной информации и незаконное вторжение в сеть Mossack Fonseca (читай — хакерство), а на саму юридическую фирму, клиентами которой были Путин, Песков, Патрушев, Ликсутов и далее по списку. Власти даже заявление сделали "о приверженности принципу полной прозрачности юридических и финансовых услуг, которые оказываются на территории страны".

Этот неловкий и очень грустный момент момент, когда твоя страна даже на фоне адского офшора Панамы выглядит страной третьего мира".

Дмитрий Запольский:

"Сколько нам открытий чудных готовит новая технология расследований, появившаяся в последние несколько лет — от Викиликса до штурмовых журналистских бригад. Думали, что никогда не всплывет, слишком велик объем потенциальной работы, не по силам никому. Оказывается по силам. И ведь не отмыться ни при каких обстоятельствах, никак. Репутация коррупционного Бокассы. Похоже, им пора готовить варианты отхода: пацаны не вписались в новый мир, где коррупция на таких уровнях выглядит дурно. Ролдугин не сосед по "Озеру", он давний и близкий друг. Это не смыть. Вляпался. История такой фигни не прощает, это войдет в учебники как триумф гражданской журналистики покруче Уотергейта".

"А вот в самом деле — почему никто из "серьезных политиков" не требует, чтобы Путин досрочно ушел в отставку и дал, наконец, возможность, провести честные и свободные выборы — хотя бы в Госдуму? А лучше — на всех уровнях сразу?" — пишет Дмитрий Коцюбинский.

"Так вопрос риторический. По кочану, сам знаешь. Потому что им пиарщики не сказали, что так надо сделать и это будет креативный ход", — отвечает Светлана Гаврилина.

Федор Крашенинников:

"Дивлюсь я людям, рассуждающим про "Всего 2 миллиарда".
Все так привыкли к круглосуточной брехне со всех сторон, что нормальная информация кажется ненормальной. Мистер Пу украла 2 миллиарда — вот схема. Все логично.
А вы бы что хотели? Чтоб очередной славарабинович рассказал вам о том, что "у Путина 250 миллиардов миллиардов"? Вам это показалось бы достовернее?
Миллиард долларов — это уже само по себе очень много, если кто не в курсе.
При том что Ролдугин этот — вовсе не первый и не последний явно кошелек. Вот и прикиньте, сколько наш бескорыстный печальник об СССР рассовал по карманам, если у каждого из его дружков по несколько миллиардов. 10 дружков-миллиардеров и у каждого по 5 миллиардов — вот ты уже и самый богатый в мире человек".

Михаил Соколов:

"Если бы у меня была газета "Правда", никто бы не узнал про поражение при Ватерлоо".
На ленте "Интерфакса" к утру есть одна новость по расследованию OCCR:"Центр по исследованию коррупции и организованной преступности":
"Киев. 4 апреля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА — Президент Украины Петр Порошенко в декларации о доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2014 год не указал информацию о создании компании на Британских Виргинских островах…" А вот последнее про Путина: Москва. 2 апреля. ИНТЕРФАКС — Президент России Владимир Путин поздравил Чан Дай Куанга с избранием на пост президента Вьетнама … "Независимое" "информационное" агентство".

Максим Кантор:

"…Кто-то скажет: это не сенсация, в России начальство воровало всегда. В России нищие всегда любят богатого царя. К тому же все начальники в мире воруют.
Но это неправда.

Да, царь / генсек выжимал население досуха, а сам жировал во дворце, но такого мелкого мошенничества в таких астрономических пропорциях не было никогда. Поражает мелкость аферы и ее масштаб одновременно. Лобковая вошь размером с динозавра.

Да, многие лидеры мира мухлюют — Берлускони и т.п. — но они не закрывают больницы, не отменяют лекарства и не отбирают пенсии. И не посылают людей на войну, защищая, ворованное…

Дмитрий Гудков:

"Так — с друзьями-кошельками — живут африканские диктаторы-людоеды и прочие каддафи. И как только они начинают пошатываться, тут-то в банки и приходят по-настоящему вежливые сотрудники иностранных спецслужб. Никакой после этого спокойной старости у клептократии не будет: деньги арестовываются, а их самих с распростертыми объятиями и наручниками ждут на границе.

Отсюда и паника в Кремле: еще вчера там все были самыми умными, кошельки в офшорах, концы в воду, а теперь оказывается, что все, что они с таким трудом отжимали и прятали, положено прямо на стол проклятым партнерам. И уже только им решать, когда и сколько забрать.

Не нас Песков пугал сливом: это он Западу сигналил. Там, боюсь, не поверят.

Между тем, полезно это расследование и нам: конечно, сейчас оно не пойдет в дело, но через пару лет — кто знает? Спасибо компании-регистратору Mossak Fonseca. Но и сейчас еще для элитки может быть не поздно: как видим, искать российские деньги в мире стало модно, найдут их везде: хоть в сундуке на необитаемом острове. Так что пора бы начать договариваться по-хорошему: постепенно, через реформы, через дискуссию с оппозицией отойти в сторонку, к безбедной офшорной старости. Не так уж и много в жизни выпадает последних шансов, стоит задуматься.

Впрочем, речь ведь не только о друзьях Путина: там хорошо замазаны и депутаты, и губернаторы, и чиновники. Вот им точно не позавидуешь: с ними никто церемониться не будет уже сейчас. И поделом".

Екатерина Макаревич:

"Адресат этого расследования вряд ли российский народ. Он уже доказал свою смиренность перед коррупционной составляющей.

Нет. Главным адресатом является международная общественность.

Более того, поскольку в расследовании фигурируют свыше 150 персон, занимающих самые высокие посты в разных странах, даже отцу Дэвида Кемерона досталось и футболисту Месси, то это расследование — очень чёткий сигнал, что коррупция больше не является внутригосударственной проблемой. Ни в какой стране.

Тренд на прозрачность государственной машины, который начал своё победоносное (а я уверена, что дальше будет только масштабнее) шествие ещё со Сноудена, с разоблачением слежения за гражданами, теперь вышел на новый круг.
Власть больше не имеет права на коррупцию. И если раньше коррупционные расследования имели чаще всего локальный характер, то теперь борьба с коррупцией вышла на передовую.

Антикоррупционное движение стало масштабным, объединив людей со всего мира. А для коррупционеров у власти это значит, что запахло жареным.

Ну а для тех, кто думает, что маловато нарыли. Не забывайте, что и это тоже может являться сигналом для появления новых расследований. Это только начало. Цветочки. Скоро и ягодки появятся.

И да, Песков, приятной бессонницы!"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter