На минувшей неделе две группы редакторов газет обратились к властям с инициативами в отношении одного и того же человека – Владимира Путина. В обеих группах одинаковое число подписантов – по 12 редакторов от 12 газет. На этом сходство заканчивается. Адресаты разные, а смысл обоих обращений, их вектор, пожалуй, диаметрально противоположный.
Первое обращение направлено в Объединенный народный фронт и предназначено для передачи в Государственную думу и Совет Федерации РФ. Редакторы 12 дальневосточных газет выступили с инициативой наградить президента России Владимира Путина высшей наградой – званием Героя России. Тут надо отметить, что в положении о статусе Героя России требуется, чтобы соискатель этого звания не просто сделал что-то выдающееся, а непременно при этом совершил подвиг. Поэтому дальновидные редакторы дальневосточных газет точно указывают, какой именно подвиг совершил их протеже: "Заслуги В.В.Путина, как президента России, - в геройском решении, в непростое время, поддержать соотечественников и братские народы на полуострове Крым, подписании федерального Конституционного закона о вступлении независимой Республики Крым и г. Севастополь в состав РФ, образование в нашей стране новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Мне в этом документе понравился оборот: "геройское решение", которое выразилось в "подписании федерального закона". Понятия "героизм", "подвиг" обычно связываются с благими действиями, совершаемыми с риском для жизни, с самопожертвованием. Интересно, в чем именно состояла, по мнению дальневосточных журналистов, угроза жизни Путина при подписании им данных документов. Далее перечисляются иные, дополнительные героические заслуги Путина: сохранение целостности страны, патриотические взгляды, ну, и отдельное спасибо за защиту свободы слова, естественно, в рамках закона. Подписали эту гражданскую инициативу: "МК" в Хабаровске, "Хабаровский экспресс", "Приамурские вести", "Мое побережье", "Газета на дом" (Биробиджан), "В Якутии.ру" и другие, всего, как было сказано 12 газет из Хабаровского края, Амурской области, Магадана, Сахалина, Якутии и Еврейской автономной области.
Другая инициатива адресована лидерам стран Европейского Союза и подписана главными редакторами крупнейших газет Европы. В этом открытом письме журналисты напоминают о том, как Европа и ее интеллектуальная элита закрывала глаза на продвижение нацистского и сталинского тоталитарных режимов, на аннексию Австрии, Чехословакии и Прибалтики.
И далее, о дне сегодняшнем: "Сегодня Европа молчит об агрессивной империалистической политике президента Российской федерации Владимира Путина, Запад молча терпит его агрессивную политику, которая явно нарушает суверенитет других стран: Молдовы, Латвии, Грузии, и, в первую очередь – Украины. (...) Мы – главные редакторы из всех стран Европы – призываем лидеров стран Европейского Союза остановить агрессивную политику президента Путина. Опыт учит, что диалог с Путиным – это трата времени – если только не базируется на единстве и твердости. Солидарность против господина Путина – это реальный ответ на украинский кризис".
Подписанты: Gazeta Wyborcza (Польша), Dayens Nynerer (Швеция), Le Mond (Франция), Die Welt (Германия), El Pais (Испания), La Stampa (Италия), de Volkskrant (Нидерланды), Der Standard (Австрия), Hospodarske Noviny (Чехия), Dennik SME (Словакия), Dario de Noticias (Португалия), Lietuvos Rytas (Литва).
Эти два текста и перечень подписантов можно прямо вставлять в учебник по теории журналистики. Трудно нарочно придумать более наглядную демонстрацию различий роли и места прессы в Европе и в России, чем эти два обращения.
В России начиная с петровских "Ведомостей" пресса, как правило, создается государством и обслуживает власть. Отдельные примеры и отдельные краткие периоды существования иной медийной модели не способны поменять эту общую логику взаимоотношений. В Европе пресса вырастает из потребностей гражданского общества и стоит на защите общественных интересов. Исключения тоже есть, но общий вектор они не меняют.
Эта логика обслуживания власти и казенного верноподданического патриотизма распространяется не только на журналистов, но и на деятелей российской культуры, которые, кто с удовольствием, а кто под давлением подписывают письма в поддержку любых действий власти, от репрессий против внутренней оппозиции до актов внешней агрессии. Многие, не ограничиваясь подписанием писем, выступают публично, хвалят президента и клеймят его оппонентов. А потом страшно удивляются, обнаружив себя в списках невъездных в то или иное европейское государство.
Проблема русской культуры, которую я по-прежнему считаю одной из важнейших и неотъемлемых частей мировой культуры и цивилизации, ее фундаментальная проблема в ее вечной зависимости от власти и от конкретных властителей. Казенный патриотизм кастрирует творчество и убивает душу культуры. Это касается, прежде всего, той части культуры, которую принято называть массовой. Зашел на днях в один из главных книжных магазинов Москвы, в "Московский дом книги" на Новом Арбате. В разделах философии и истории прежде чем добраться до Канта со Спинозой и Соловьева с Ключевским надо преодолеть бастион изделий пиарщика на культуре Мединского с его многочисленными сочинениями в жанре фолк-хистори, тома видного теоретика "Русского мира", депутата Никонова, а также труды по геополитике профессора Дугина и учебники по социологии лидера парламентской партии господина Ж.
В разделе фантастики на самом видном месте расположены книги, некоторые авторы которых очень стараются сегодня воплотить продукты своего больного воображения в действительность. Признаюсь, не смог заставить себя ознакомиться с текстами, с меня хватает просмотров политических ток-шоу и информационных программ. Поэтому только названия, которые говорят сами за себя. Автор Федор Березин, "Это наша война" в серии "Украинский ад". Его же "Красные звезды над Майданом" из серии "Украинский фронт". Георгий Савицкий: "Бандеровский геноцид" в серии "Украина в крови". Тот же автор: "Дикое поле 2017" в серии "На руинах Украины". Глеб Быстров: "Эпоха мертворожденных" в серии "Украина в огне".
Мне, как человеку русской культуры, конечно, неприятно и обидно узнавать о всяких санкциях в отношении российской культурной продукции, вроде планов введения квот на издание российских книг или запрет на прокат некоторых российских фильмов. Я, конечно, прекрасно понимаю, что и книги в большинстве так себе, и фильмы, прямо скажем, не очень. Особенно "Поддубный", которого не утерпел, посмотрел из желания прикоснуться к кумиру моего детства. Жалею, что не утерпел, поскольку авторы фильма от монументальной и трагической фигуры великого борца оставили пустую гламурную оболочку. Это как из Достоевского или Гоголя сделать комикс. А санкции понять очень просто. Значительная часть российской культурной продукции токсична. Она инфицирована крайне опасными для общественного сознания бациллами великодержавного шовинизма, холуйства и мракобесия. Российское общество этим травят с особым тщанием вот уже 15 лет. Вряд ли стоит удивляться, что соседи начали ставить на пути этой отравы санитарный кордон.

Опубликовано в газете "День".

Игорь Александрович Яковенко

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены