"Все-таки вешать политологов было не лучшей идеей штаба Алексея Навального, — пишет Айдер Муждабаев. — Хоть одного при штабе стоило бы оставить. Причем не холуя, чьи мысли и речь парализованы сиянием гения, а того, кто мог бы жестко одернуть и сказать ему "нет".
Вот и случилось то, что случилось: политик Навальный скоропостижно скончался в результате острого раздвоения личности. RIP, как пишут у хипстеров. Не знаю, были ли прецеденты во всемирной истории, чтобы политик одномоментно отвратил от себя практически всех сторонников, но наш герой с блеском это проделал на глазах изумленной публики.
Либерал (даже модно озабоченный "проблемой миграции") никогда не простит Навальному унизительно-стадного призыва подменить его на PR-невыгодном марше с нацистами, кричащими "Убей хача — спаси Россию!". Националист (даже умеренный, если таковые в наших широтах водятся) никогда не простит "трусости и предательства". А третьего сторонника у Навального просто нет. Уж лучше б он стиснул зубы и промолчал".
"Мне позиция Алексея Навального кажется очень неубедительной, а текст — грубой ошибкой, каких он до сих пор, пожалуй, и не совершал, — пишет Сергей Пархоменко. — Во всяком случае, я не припомню. Вот сторонники Алексея Навального на учредительном собрании инициативы "Народный депутат". Где-то тут есть и я. Теперь нам всем рекомендовано идти на "Русский марш".
Навальный пишет, что ему не хочется, "как Бонифацию в окружении детей", идти в толпе фотографов и операторов, старающихся снять его "на фоне зигующих школьников". Не хочется, давать материал "телеведущему Соловьеву" и "журналисту Киселеву", который они еще три месяца будут "крутить в федеральном телеке".
А потом заканчивает текст указанием точного времени и места, где стартует марш, а также обращается к своим сторонникам: "Участие в РМ важно. Все, кто раздумывает идти или нет — приходите".
Получается, что свое отношение к этому мероприятию Алексей определяет не из сущностных, содержательных, а из каких-то поверхностных медийно-пиаровских соображений. А что: если бы ему удалось наклеить бакендарды и усы, как у Бонифация, переодеться в его полосатое трико и таким образом сделаться неузнаваемым для толпы фотографов и операторов,— он туда пошел бы? А, предположим, Григорию Чхартишвили? Нам вдвоем теперь гримироваться под бабушку Бонифация и вставать под объективы на фоне зигующих школьников?"
"Молчат (и почему-то не следуют призыву своего героя идти на "русский марш") Артемий Троицкий, Юлия Латынина и Дмитрий Быков, — пишет Борис Вишневский. — И только Евгения Марковна Альбац мужественно бросается на защиту Алексея Анатольевича, обвиняя его критиков в "ударе в спину". Но это — случай, который разуму и логике не подвластен…
Напомним совсем недавнее. "Враги", "дураки", "провокаторы", "тролли", "шавки", "стареющие завистники" — этих и других, столь же интелигентных эпитетов, во время выборов московского мэра не жалели либеральные сторонники г-на Навального (в том числе, и некоторые из персон, перечисленных выше)...
Сегодня меньше всего хочется злорадствовать, видя, как люди, три месяца назад яростно доказывавшие, что Навальный — никакой не националист, а если и националист, то умеренный, либеральный и совсем не страшный, начинают признавать очевидное. Признали? Замечательно. Хотелось бы только, чтобы надолго. Не бывает никакого "просвещенного национализма", так же как "либерального" и "умеренного"! Любой национализм – как бы он себя не называл, — всегда ведет к погрому".
"Конечно, хотелось бы, чтобы Навальный дружил только с нами, интеллигентными, белыми и пушистыми либералами, — пишет Владимир Варфоломеев. — И мы начинаем расстраиваться и злиться, когда он общается с этими темными, злобными и агрессивными националистами. Ревность, что тут поделаешь...
Но на самом деле проблема его хождения в народ заключается в другом — в очевидной бессмысленности; относительно недавно своим примером это доказали романтики, вступавшие в КПСС в тщетной надежде изменить партию изнутри".
"Смотрю, пинают Навального по теме Русского марша, — пишет Олег Козырев. — Правды ради своим текстом он дал поводов себя попинать. Например, меня позабавило мнение, что зигующие собираются там исключительно ради того, чтобы быть хорошим фоном для телекартинки. Увы, Алексей, там и без тебя всегда толпы молодежных зигот ходило, я уж не говорю о полусумасшедших антисемитских бабушках.
И все же о Русском марше. Надо быть реалистами. Нынешний оргкомитет РМ вряд ли может справиться с тем, что всем нам русским не нравится в РМ. А не нравится нам в нем его нерусскость. Ну что общего у русских с гитлеропоклонниками? Русские Гитлера в бункер в свое время загнали, а нам теперь кто-то вытаскивает этот труп и хочет, чтобы мы его почитали? Или вот эти бабки, евреев ненавидящие. Ну что — кто-то скажет, что эти злые бабуси, обвешанные плакатами про то, что евреи во всем виноваты, они отражают веселый и буйный русский дух?
Русский марш тогда примут русские, когда он русских будет представлять и их права отстаивать. Проблема Русского марша только в том, что он не отражает сегодня проблем русской нации. Более того, сам он в нынешнем виде, в своем больном на голову нацизме — сам он стал одной из проблем русской нации. Он не представляет русских. Русский марш о русских забыл. Он слишком увлекся узкими чаяниями небольших и маргинальных групп и, боясь их потерять, бросил русских".
"С любопытством почитал "Эхо о Навальном", — пишет Леонид Радзиховский. — "Выбрали сердцем" — и вдруг… Выяснилось, что у него и у самых горячих его фанатов принципиально разные вкусы...
"Вождь ПОУМНЕЕТ. Вождь ПОВЗРОСЛЕЕТ. То есть — станет КАК МЫ". Это говорят глубоко ИНФАНТИЛЬНЫЕ "интеллектуалы", которые считают себя самих "взрослыми". Настолько взрослыми, что сами не добившись в политике за 15-20 лет НИ-ЧЕ-ГО, они ищут Вождя. Чтоб потом "учить его жить". То есть стать "как они".
А он — не станет. По той простой причине, что он уже ВЗРОСЛЫЙ. Просто — ДРУГОЙ. Совсем-совсем-совсем ДРУГОЙ. И расхождение тут словами не лечится. Оно — "физиологическое". Чтоб пояснить его, увы, приходится сделать неприличную вещь.
Назвать вещи своими именами. Фанаты-оппоненты Навального — евреи.
Конечно, есть среди них и сколько угодно русских, но русских понимающих и разделяющих "еврейский взгляд" (в основном это — часть русской либеральной интеллигенции).
Взгляд же этот — купленный ценой 2000 лет общеевропейских погромов, завершившихся Холокостом, очень прост. Национализм = антисемитизм = погром = СМЕРТЬ.
Это — АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО. В какой мере это распространяется на собственно еврейский национализм — отдельный вопрос. Но он актуален для Израиля, где евреев большинство, где они в роли Большой нации, а совсем не для России…"
"Чтобы "Эхо" из всех стволов вторые стуки подряд раскатывало человека, которого всего пару месяцев назад само же себе и выбрало Безальтернативным (!) Лидером (!) Оппозиции… Такого я не припомню даже по отношению к самым идиотским высказываниям Маркина, — пишет Аркадий Бабченко. — Ну, что сказать. Тебя предупреждали, Алексей Анатольевич. Тебя же предупреждали?"
"Я не толерантный человек в том смысле, в котором это продвигается сегодня, — комментирует ситуацию вокруг "Русского марша" Петр Офицеров. — Считаю, что у каждого народа — большого и малого есть свои традиции и правила, многим из которых тысячи лет. И эти традиции нельзя сломать потому что, кому-то так хочется, ради общего усреднения и мира без границ и национальностей.
Именно поэтому, разговоры о толерантности в его сегодняшнем понимании бесполезны и бессмысленны. Народы есть, они имеют свои культуры, и будут за эти культуры бороться в тех частях, где они пересекаются с чужими традициями. И останутся те правила, которые установят победители. Иначе в истории пока не было. И думаю, не будет.
Только борьба эта может быть через оружие, а может через фильмы, литературу, кухню и т.д. Наша задача — выбрать правильный путь. И в этом пути разговоры о том, что национализм это плохо, не помогают. А что плохого в национализме? Японцы что плохие? Их цивилизация построена неверно? А что плохого в государстве Израиль и десятках других, построенных вокруг титульной нации?
А вот нацизм это действительно мерзко. При этом даже если он не на хромосомах или разрезе глаз основан, а на различии в финансах или образовании. Ведь если ты, почему-то считаешь, что твое мнение верное, а тех кто думает иначе — дураки, ибо ты во всем лучше их, и поэтому они не могут быть более правы, чем ты. Разве ты не ближе к нацистам, чем твои противники?
...И поэтому вместо того, чтобы говорить, что кто—то любит Родину неправильно, может стоит договориться и остановить тот распад, который не нравится всем: и Болотной и Бирюлево с Люблино? И не нужно, если вам захотелось написать что-то, типа: "я никогда с (подставьте фамилию) на одном гектаре какать не сяду", у нас нет другого "гектара", у нас одна страна".
"Навальный из текущей политической конъюнктуры решил в этот раз не облагораживать акцию националистов сам, а призвал идти на марш своих сторонников, — пишет Иван Стариков. — Да вот незадача, политика это всегда поступок, отсутствие поступка — отсутствие политики. Уж если Алексей хотел очеловечить русский марш, о чем он много раз говорил своим оппонентам, следовало бы собрать свою колонну. Предложить свои лозунги и идеи. Уж с его-то организационными способностями и интеллектуальным превосходством его избирателей. Напомню, более 600 тысяч лучших людей Москвы отдали ему свои голоса. Уверен, что тогда ему не пришлось бы жалко оправдываться про толпу зигующих школьников на фоне недавнего триумфатора мэрской компании.
В итоге, Навальному запомнят этот день и националисты, и либералы. Просто одни будут грубо кричать: "Что Леха, обделался?" Другие увещевать про взросление, ломки, вспоминая Булгакова, говорить : "Самым страшным человеческим пороком является трусость".
Между тем главная проблема нынешней России, еще полвека назад чеканно сформулирована Иосифом Бродским: "Ворюги мне милее кровопийц". Правда, сейчас в сознании народа кардинально поменялся знак — Кровопийцы опять милее Ворюг.
Маятник Русской Истории, второй раз за последние сто лет, пройдет точку равновесия с наибольшей скоростью. Историческая ответственность за это лежит не на сегодняшних участниках русского марша, а на нас, гражданах Болотной и Сахарова.
Нужна новая идея развития страны, которой нет и в помине у нынешней власти. Вывести народ из состояния апатии, социальной депрессии и безысходности — задача образованного класса. Иначе в очередной раз простой, но губительный для страны выход предложат нынешние лидеры люблинских колонн. Не надо быть страусами, в стране уже давно бетонный пол".
"Марш и вообще русский национализм, несмотря на оголтелый пиар со стороны Навального, некоторых статусных либералов и мастера наци-троллинга Просвирнина, в политико-социальном пространстве продолжает восприниматься как маргиналия,— считает Павел Пряников. — Радикальный русский национализм, как отмечает в последнем номере журнала "Эксперт" исследователь из Института социологии РАН Леонтий Бызов, имеет в России поддержку на уровне 4% электората (с перспективой повышения до 7%). В Москве эти цифры поддержки до 8-10% и до 20-22% соответственно.
Именно эти две идеологии — русского национализма и либерализма — пытался соединить в своей политике Алексей Навальный. В таком их смешении нет ничего необычного, в мире есть примеры политиков национал-либералов, например, теперь уже бывший президент Грузии Михаил Саакашвили.
На выборах мэра Москвы Навальный по полной выбрал электорат из этих двух политических ниш, но когда активная фаза политической борьбы в России окончилась (и начнется она лишь летом 2014-го, с началом кампании по выборам в Мосгордуму), что националисты, что либералы все чаще стали ему напоминать, что он должен четче определиться в своей идеологии. Утрируя, националисты не готовы вписываться за "рынок все сам расставит по местам", а либералы — "зиговать и давить черноту".
Зато впервые на Русском Марше прошла колонна "Другой России" (нацболов). Вопреки ожиданиям многих, их появление там не вызвало отторжения у русских националистов. Социальные, крайне левые лозунги другоросов очень органично смотрелись среди бедных и обездоленных (а именно таковые, исключая их вождей, и составляют основу русского националистического движения). Наступает самый страшный сон Кремля — "заражение" социальных низов идеологией левого национализма. При этом левые националисты, в отличие от русских националистов, заявляют о приоритете социального и государственного над рыночным и стихийным. С учетом того, что подавляющая часть россиян — приверженцы патернализма, это очень важный фактор".
"Если бы это было культурническое мероприятие, то оно могло бы стать грандиозным.
У нас ведь много чего есть, Россия очень многообразная страна, даже если иметь в виду только русский этнос, — размышляет Валерий Савельев. — Тут тебе и казаки, и православные христиане, и возрожденные язычники, и волжане, сибиряки, и северяне, и жители центральной России — у всех что-то свое, особенное, неповторимое, интересно и выразительное.
Ну, а добавить сюда представителей других народов — татар, море кавказских этнических групп, бурят с их буддистами, иудеев, если захотят — красочное бы шествие получилось. Может быть, однажды во что-то такое праздник народного единства и превратится. Но политический этнонационализм способен только разделять.
Сейчас "Русский марш" — мероприятие политическое и оппозиционное. Именно поэтому — злое и ксенофобское. С главным лозунгом "Верните Россию русским". Да кто же ее у русских забирал? Просто некоторые русские так себя ощущают — в чужой враждебной стране, с чужим недобрым правительством, с продажными властями и неизвестно откуда взявшимися инородцами, которые почему-то имеют привилегии. Только это ведь вопросы к правящей политической группе, а вовсе не к инородцам.
В основе всего — гражданское неравенство, установившееся де факто, и неспособность влиять на власть. Но перед государством стоят не этнические, а общегражданские проблемы:
— равенство всех перед законом,
— выборность власти сверху донизу, возможность участвовать в управлении поселением,
— социальное выравнивание, гарантированность прав и свобод для всех.
...Я уже давно пишу — рост этатизма правящей группы ведет к росту националистических настроений и активизации этнонационалистических политических группировок. Напротив, рост акцент в сторону либеральной политики ведет к росту демократических настроений. Но, поскольку правящая группа Путин никак не хочет быть последовательной и все время выдает то этатистские, то либеральные импульсы, постольку она активирует одновременно и националистические, и демократические настроения. При этом недовольны оказываются все, в том числе ее собственные сторонники.
У проблемы есть не репрессивное, а политическое решение. Но это целая работа.
Нужно отказаться от реверансов в сторону националистов и от идей типа государственной поддержки "русского культурного кода". Националистов этим не успокоишь, а только спровоцируешь. Тем паче, что такие декларации обречены остаться пустыми словами.
Русский культурный код, наверное, есть. Но он не имеет, и не может иметь, никакого отношения к политике".
"Навальный как умеренный националист считает Русский марш стоящим посещения мероприятием и судить его за это, в общем, не наше дело, — резюмирует igiss. — Он бывал там до того, как стал популярным политиком, и в Люблино рядом с бородатыми нацистами-хоругвеносцами выглядел скорее чужим, нежели своим.
Но зачем сейчас призывать в Люблино сторонников и не идти самому? Навальный в марше не участвует, потому что его могут с зигами сфотографировать. А всех остальных звать туда, значит, можно. Вы, граждане, на пост мэра не баллотировались, на сложные политические компромиссы не шли, а зиги? Потерпите.
Возможно, стоит переименовать Русский марш в Марш терпимости. К атрибутике немецкого национал-социализма".
Дмитрий Разин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter