Предыдущая неделя закончилась секс-скандалом, а новая началась сообщением о появлении очередного доклада на тему, которую можно было бы назвать "Варианты-2012". Вот так бывает в информационном обществе: одна тема сменяет другую, а связь между ними не устанавливается. Чем больше информации и чем разнообразнее коммуникации, тем меньше связности, тем сильнее фрагментарность восприятия. Хотя речь идет о совсем небольшом промежутке — неделе.
Именно неделе, потому что нашумевший "Мумугейт" (по кличке главной участницы) связан и с тем, что наблюдалось еще раньше. Мы наблюдаем процесс переформатирования политического ландшафта с прицелом на грядущие выборы. Делается это методично и планомерно. Собственно, это единственное, что осуществляется ныне в стране таким образом, — борьба за несменяемость власти.
Сначала два слова о секс-скандале, чтобы к нему больше не возвращаться. Это не глупость, не тупая мстительность, не случайный выбор двух писателей. Именно писателей — на это почему-то мало кто обратил внимание. В чисто политической сфере нет сейчас деятелей, которых можно было бы назвать потенциально харизматическими, способными воздействовать на широкий круг людей. А Лимонов и Шендерович вызывают такие опасения.
Такие же опасения вызывали столь разные люди, как убитые отец Александр Мень, Галина Старовойтова, Анна Политковская. В тоталитарной логике управления обществом это абсолютно рациональные убийства. Но не всегда обязательно убивать — блогосфера предоставляет другие возможности. Кстати, о блогосфере. Время от времени возникает недоумение: почему периодически уничтожаются живые журналы совершенно аполитичных людей? Какого-нибудь коллекционера фотографий или известной благотворительницы. Да та же нивелировка: сетевой дневник — это инструмент, который можно использовать как угодно. И не следует допускать, чтобы инструмент становился мощным. Или чтобы росло влияние на людей неконтролируемого властью филантропа. Все логично, как и в случае с Лимоновым и Шендеровичем.
И дело прежде всего в том, что два этих деятеля безусловно исходят из того, что люди во власти должны меняться. И сами готовы если не прийти во власть, то поддержать тех, кто будет к этому стремиться. Это главная причина, по которой два писателя должны быть хотя бы скомпрометированы.
Вместо них должны действовать демократические спойлеры. Одним из них является "Правое дело", тоже отметившееся на прошлой неделе. Член политсовета ПД Борис Надеждин так объяснил, почему не проводится съезд партии. Все дело в том, что она "не получила из Кремля согласованной фамилии начальника, то есть лидера".
В таком случае комментировать ничего не надо. Достаточно одной цитаты. Спойлеры перешли на легальное положение. Но, по мнению экспертов, главной задачей Кремля на выборах 2011-2012 становится обеспечение их легитимности. При такой откровенности "Правое дело" для этого совершенно не годится.
До выборов осталось всего ничего, поэтому думать надо. И, кажется, придумали. Причем давно придумали, а сейчас начали осуществлять. Чуть больше месяца прошло (а ведь кажется, что совсем давно) после публикации в так называемом блоге Татьяны Дьяченко рассказа о том, как Путин отказал Примакову в требовании установить слежку за Григорием Явлинским. Отсмеялись все. Но ведь первые ролики с участием оппозиционеров и журналистов появились сразу после этой смешной записи. А секс-скандалу с писателями предшествовала небольшая сенсация — выступление Явлинского на Первом канале у Владимира Познера. В ответах на вопросы зрителей Г.А. не исключил своего участия в президентских выборах 2012 года.
Похоже, вот он, спойлер. Впечатление усилилось, когда прошла поддерживающая кампания в блогосфере, где появилось несколько пустых журналов, откуда идет восторженный спам о честном взоре и нравственной девственности Григория Алексеевича.
Естественно, первой реакцией на такое предположение, когда оно начнет обсуждаться, будут ехидные пассажи о том, что Кремль тасует старую колоду, привлекает людей, занявших нынешние позиции еще двадцать лет тому назад. И это чистая правда — Жириновский с Зюгановым держатся давно и крепко, а какой-нибудь масон Богданов — это посмеялись и забыли. Все, что власть скреативила за последние десять лет, так это прикремлевские молодежки. "Единая Россия" и та, сколько ни прикидывается Марьей, родства не помнящей, порождена суетливой гениальностью Березовского.
И все же выбор власти следует признать очень удачным. Замыслившим проект с участием Явлинского не следует слушать тех, кто будет попрекать их в потреблении политического секонд-хэнда.
На протяжении девяностых Явлинского поддерживала часть, условно говоря, интеллигенции, которой были близки его самые общие рассуждения о разрушении СССР, дурных гайдаровских реформах и ужасных залоговых аукционах. Да по существу обо всем, что можно было бы назвать действием. И он ни разу не изменил себе и своему электорату — не принял ни одного предложения о работе в правительстве, ни разу не взял на себя ответственность.
Казалось бы, электорат Явлинского должен был растаять. Считалось — и вполне справедливо, — что наибольшие симпатии он вызывал у тех, кто более всех поддерживал перестройку и более всех пострадал от ее результатов. История полна таких парадоксов, но никто никогда не бывает к ним готов. Но те, чью досаду, фрустрацию, невостребованность концентрировал этот человек, за последние десять лет устроились и успокоились. Да и про смену поколений нельзя забывать.
Но в том-то и дело, что смена эта породила новых поклонников Явлинского. Преуспевшие режиссеры, литераторы, продюсеры, хайтек-бизнесмены, прочие милые и продвинутые люди просто не понимают, что политика есть борьба за власть. Они не видели превращения завлабов в министры, они твердо усвоили, что такой путь возможен лишь для группы однополчан и односельчан, они уверены, что власть несменяема.
И для них честные глаза Григория Алексеевича — это единственно возможная политическая позиция. Не учиться же, в самом деле, профессии политика, не бороться же за власть.
Несменяемой власти эти честные глаза нужнее всего. И пусть их обладатель несет что хочет, кроет всех почем зря, предлагает самые крутые преобразования. Зато он соберет голоса, которые, неровен час, могут достаться тому, кто ответственности, связанной с властью, не боится.
А главное — участие Явлинского в президентских выборах придаст им дополнительную легитимность. Старый конь борозды не портит, но и пашет неглубоко — это именно то, что надо.
Статья опубликована на сайте Грани.Ru